gototopgototop

Смерть историка, профессора В. Масловского во Львове

В суматохе предвыборной гонки мы как-то забыли о еще одной дате. Печальной: 26 октября 1999 года в подъезде своего дома во Львове был убит историк, профессор Виталий Масловский. Смерть наступила в результате черепно-мозговой травмы и перелома шейного участка позвоночника. Масловский был одним из наиболее известных специалистов в области истории Украины XX столетия. В частности, он разрабатывал проблемы движения ОУН-УПА, рассматривал истоки националистической идеологии и практики…

За опубликованную в 1990 году книгу «Земля обвиняет» его уволили с работы в Институте общественных наук западноукраинского отделения АН Украины. С тех пор в течение почти десятилетия ученый оставался безработным, живя на небольшую пенсию, которую получал как инвалид Отечественной войны.

Смерть же настигла ученого после выхода мизерным - всего тысячным - тиражам его последней книги «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны» (Москва, Славянский диалог, 1999). Автор приводит саморазоблачительные свидетельства руководителей украинского «интегрального национализма», подлинные документы ОУН-УПА, свидетельствующие об идеологии и деятельности этой организации, ее сотрудничестве с гитлеровцами, проводимых ею карательных операциях против мирного населения. В 1997-1998 годах отдельные разделы книги печатались во львовской газете «Вільна Україна», что вызвало бешеную реакцию со стороны оппонентов.

Во львовской националистической прессе развернулась активная кампания травли ученого. Накануне смерти Виталий Масловский завершил работу над рукописью, посвященной истории Холокоста. В ней продолжается раскрытие темы деятельности ОУН-УПА, но с подключением других, ранее неизвестных исторических источников.

Историк активно участвовал в работе русского движения Западной Украины, неоднократно выступал на различных конференциях и съездах с интересными докладами о перспективах русско-украинского диалога. Деятельность ученого вызывала ярость апологетов «непогрешимости» ОУН-УПА. Масловскому неоднократно угрожали расправой - как через прессу, так и лично.

Жена покойного, запуганная угрозами и внезапной смертью мужа, отказалась от возбуждения уголовного дела, заявив, что он умер своей смертью. Однако многие активисты русского движения, хорошо знакомые с ситуацией во Львове, не исключают, что смерть профессора Масловского - результат политической травли или убийства по политическим мотивам.

Мы предлагаем вашему вниманию две главы из книги «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны», за которую ее автор - 64-летний доктор исторических наук, профессор Виталий Масловский – и поплатился жизнью.

С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны? На этот вопрос отвечают сами руководители украинского интегрального национализма, документы ОУН-УПА, националистические авторы. По сути — это книга саморазоблачений, в этом её оригинальность. Книга является сборником отдельных подразделов, которые печатались на страницах всеукраинской газеты социальной защиты «Вильна Украина», которая выходит во Львове.

Адресована широкому кругу читателей, всем, кто интересуется сутью украинского воинствующего национализма. Публикуется в авторской редакции на украинском языке.

Какое "национальное возрождение" хотят навязать нам галицкие фундаменталисты

Сегодня никого не удивишь тем, как по улицам Львова и других городов Галичины (и даже Киева) дефилируют участники «освободительной борьбы», как в бандеровских шеренгах маршируют молодчики с горящими факелами и хищным блеском глаз (пока еще без оружия), как горят костры из книг на площадях, а на общественных собраниях те же боевики с бешеным азартом хватают и бьют стариков и старушек – ветеранов Великой Отечественной войны.
И не удивительно, что в такой атмосфере анархической распущенности новоявленные «демократы», так называемые «национально сознательные», иными словами, открытые почитатели и последователи бандеровщины, реставрируют ветхие, разодранные временем мифы: и заезженную концепцию «галицкого пьемонтизма», и сомнительные по своей сути традиции, и тоталитарную Организацию украинских националистов (ОУН) с ее антинародной идеологией и кровавой практикой и все-все, что было так омерзительно людям доброй воли в этом многострадальном крае во времена австрийского императора, польского режима Пилсудского и в тени фашистской паучьей свастики. И эти так называемые патриоты выдают все это за «национальное возрождение».

Мало того, воспитанные чужими культуртрегерами, галицийские националисты стремятся теперь стать наставниками и носителями культуры для всей Украины. Галицкий фундаментализм становится исключительно воинственной идеологией новейших интегральных националистов, его хотят навязать в качестве образца всему народу Украины, всех заставить исполнять его догматы.

Сегодня продолжает распространяться нынешними «национально сознательными» истерическая шумиха, имеющая целью доказать, что националистическое движение 40-х годов в Западной Украине было якобы «национально-освободительной борьбой» украинского народа и что ОУН-УПА всегда опиралась на собственные силы, а в годы минувшей войны националисты из ОУН вели войну «на два фронта» - «против большевиков и фашистов». Потому-то, не спрашивая, что думает по этому поводу народ Украины, нынешние поборники интегрального (всеохватывающего) национализма не только реанимируют прежние националистические организации и группировки под вывеской национал-демократии, восхваляют творца украинского воинствующего национализма Д. Донцова, чествуют бывших боевиков ОУН- УПА как национальных героев, сооружают памятники Коновальцу, Бандере и их приспешникам, эсэсовцам 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина», но и требуют государственных пенсий и немалых компенсаций от «демократической власти» (а стало быть, народа), забыв о своих бесчисленных злодействах против того же народа.

Поистине варварские парадоксы: палачи объявляют себя жертвами и требуют милосердия у жертв! Нынешние «націнально свідомі», от национал-демократов до национал-фашистов, в Галичине (и не только в этом крае) стремятся не просто создать националистическую элиту, которая господствовала бы над всей жизнью в Украине, но и националистическую диктатуру типа Муссолини и Гитлера, которую возглавила бы эта националистическая элита. О такой диктатуре над собственным народом они сегодня заявляют открыто. И это происходит при всяческом поощрении местных, так называемых «демократических», властей.

30 июня 1990 года во Львове на Рыночной площади состоялось «вече граждан Львова по поводу провозглашения украинскими националистами 30 июня 1941 года «независимой» Украины. На «вече» «национально сознательных» в выступлении одного из руководителей СНУМа (Союза националистической украинской молодежи), а ныне УНА-УНСО (Украинской национальной ассамблеи - Украинской националистической самообороны), О. Витовича прозвучали такие слова: «Те идеи, за которые боролся Степан Бандера, актуальны и сегодня. Это идеи националистичности революционного движения в Украине. Мы, молодая генерация националистов, берем сегодня эти идеи вновь на вооружение».

А далее участники «вече» услышали от того же Витовича такое предостережение: «...завтра встанут новые полки и батальоны членов ОУН, которые поведут нацию к победе. Даже если эта победа будет окуплена кровью. Нация превыше всего! Украина превыше всего! Итак, слава Украине, слава бессмертным идеям украинской националистической революции, украинскому национализму! Слава Степану Бандере!»

Здесь, как видим, наряду с перефразированным расистским призывом нацистов «Deutshland uber alles!» («Германия прежде всего!»), есть прямой призыв будущих батальонов и полков возрожденной бандеровской ОУН добывать победу, пусть даже «купленную кровью».

Подобные заявления не одиноки. Голоса почитателей Бандеры и бандеровщины звучат все чаще и решительней. На митинге, посвященном открытию памятника боевикам дивизии СС «Галичина» в селе Ясенове Бродевского района на Львовщине, прозвучало выступление депутата областного Совета, а ныне члена Украинской националистической партии (УНП) Мирослава Глубиша. В нем, в частности, были такие слова: «Не будет оружия - не будет демократии!.. Еще памятны времена, когда повстанческая пуля косила большевистскую сволочь; если понадобится, она снова будет косить! Пощады вам здесь не будет!»

Комментарии излишни. Однако стоит привести довольно предусмотрительные слова С. Бандеры: «Из прошлого опыта только тогда может народ извлечь необходимые выводы на будущее, если это прошлое освещено в важнейших исторических моментах, а не закрыто туманом молчания и неправды. Во-вторых, все это - очень недавнее прошлое, поэтому и в современности живут и действуют те же самые механизмы, те же самые силы, направления и концепции, которые действовали прежде.

И в ближайшем будущем будут по-прежнему действовать те из них, которые остаются. Итак, разъяснение вчерашнего служит разъяснению сегодняшнего и бросает пучки света на зарождение вчерашних событий в украинской политической жизни».

Такие предостережения, разумеется, имеют смысл. Бросим и мы «пучки света» на период минувшей войны, на те драматические и трагические дни немецко-фашистской оккупации, которые пережил наш народ.

читать книгу (.pdf 2.08 Mb)

Раны этой войны до сих пор кровоточат. Потому и не странно, что в нынешний довольно драматический период встают многочисленные вопросы, которые волнуют многих людей: каким был и есть украинский воинствующий национализм? Кто был его творцом? Как складывались взаимоотношения украинских националистов с гитлеровцами? Какими были батальоны «Нахтигаль» и «Роланд»? Действительно ли «Акт 30 июня 1941 года» был и остается «национальным событием» (полный текст этого Акта можно посмотреть на «Русский Мир» - МД.)? Какой была дивизия СС «Галичина» - «национальной» или фашистской? Против кого воевала Украинская повстанческая армия (УПА) в годы войны и в послевоенный период? Все эти вопросы, в сущности, сводятся к обобщению: с кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны?

Ответы на этот очень важный вопрос даны в этой книге…

Еще одно замечание для читателей. Может показаться, что в книге чрезмерно цитируются документы и литературные источники. Считаем эту особенность в данном случае обязательной и совершенно необходимой, чтобы на поставленные выше вопросы отвечали националистические документы и националистические авторы и чтобы каждый читатель сам приобщился к процессу объективного исследования поднятых вопросов.

Был ли украинский национализм фашизмом?

Я, разумеется, имею свою твердую позицию историка и многолетнего исследователя истории Украины времен Второй мировой войны и послевоенного периода. Но считаю, что эту позицию нет необходимости заранее обозначать, а тем более навязывать читателю. На многочисленные поставленные вопросы наилучшие ответы могут дать документированные аргументы и факты, а читатель сам разберется в сути. Вместе с тем определенно считаю, что всесторонне и содержательно ответить на подобные вопросы можно, прежде всего, рассмотрев самый существенный из них: был ли украинский, так называемый интегральный, национализм фашизмом?

На этот чрезвычайно важный вопрос отвечают сами же националистические авторы -разные «историки», «историософы», «биографы» ОУН-УПА, претендующие на истину в последней инстанции. Приведем несколько фактов, не комментируя и не интерпретируя их, а лишь уточняя или поясняя отдельные малопонятные места в тексте.

Еще накануне войны ведущая газета Организации украинских националистов (ОУН) «Наш клич» достаточно четко определила направление своих политических действий: «Это - общественно-политическое движение, которое существует сегодня во всем мире. В одной стране оно проявляется как фашизм, в другой - как гитлеризм, у нас -просто как национализм» («Наш клич», 9 июля 1938).

Газета национал-клерикалов в Галичине «Цель», недавно возобновленная во Львове, недвусмысленно заявляла о цели украинских воинствующих националистов: «Украинский национализм должен быть готов ко всяким способам борьбы с коммунизмом, не исключая массовой физической экстерминации (уничтожения), хотя бы и пришлось принести в жертву миллионы людских экзистенций (существований)» («Цель», 17 апреля 1932).

Прибавим к этому два интересных предостережения авторов-неукраинцев. Один из авторитетнейших в среде украинских националистов, исследователей прошлого, автор известной книги «Украинский национализм», американский «советолог» и «украинолог» Д. Армстронг констатирует, что ОУН возникла из «террористических полуфашистских организаций» - УВО (Украинская военная организация) и Союза украинской националистической молодежи под руководством Д. Донцова.

Французский публицист и историк Аллеи Герен характеризует ОУН как организацию «пронемецкой и профашистской ориентации», которая по мере роста стала «фашистской организацией» не только политически, но и идейно.

А теперь обратимся к общим предостережениям. Бывший офицер специаль-батальона «Нахтигаль» («Соловей»), а ныне политолог М. Прокоп пишет: «...В 30-х годах XX века националистический лагерь пошел... еще дальше, точнее от авторитаризма и критики демократии к идеологическому конформизму и стремлению не только получить влияние в обществе... Это были уже черты так называемой всеобъемлемости, интегральности, или, как позднее стали называть это течение в социологической и научно-политической литературе, - тоталитаризма. Эту философию восприняла не только ОУН, но также и легальная организация националистического движения, которая действовала в западных областях под польской оккупацией, а именно фронт национального единства под руководством Дмитрия Палиева».

Тут нужно кое-что уточнить. Фронт национального единства (ФНЕ) в 30-е годы -это небольшая легальная организация, которая открыто проповедовала фашизм и строилась по образцам гитлеровских отрядов штурмовиков. Д. Палиев, как фюрер ФНЕ, стал позже офицером эсэсовской дивизии «Галичина», был советником ее командования и погиб в боях под Бродами летом 1944 года.

Далее М. Прокоп замечает, что все «украинские» (т.е. националистические) партии и организации «ожидали войны» как повода «для развертывания борьбы за независимость. А поскольку единственной... силой, которая стремилась к изменению «статус кво» и имела для этого возможности, была Германия, то на нее рассчитывали все украинские (читай: националистические - В.М.) политические группы...».
В «Енциклопедії українознавства» известный историософ И. Лисяк-Рудницкий определил смысл термина «украинский национализм» так: «Ближайших родственников украинского национализма следует искать не столько в немецком нацизме или итальянском фашизме - продуктах индустриальных и урбанизированных обществ, сколько среди партий этого типа аграрных, экономически отсталых народов Восточной Европы: хорватские усташи, румынская «Железная гвардия», словацкие глинковцы, польская ОНР (Обуз народово-радикальни)».
И далее: «Украинский национализм подпадает под понятие тоталитарного движения... Символическое значение имело заимствование украинскими националистами некоторых параферналий движения (например, формы приветствия)». Тут автор имеет в виду заимствование националистами у гитлеровцев восклицаний «Слава Украине!», «Слава Бандере!» с выбрасыванием вперед правой руки. Правда, И. Лисяк-Рудницкий забывает отметить, что бандеровская ОУН переняла у гитлеровцев также и цвет (красно-черный) своего партийного стяга.

И там же: «Хотя украинский национализм ориентировался на собственные силы, однако в своей внешнеполитической концепции он полагался на союз с Германией. Определенные круги рейха поддерживали эти надежды и расчеты...».

Ссылаясь на вышеприведенные рассуждения И. Лисяка-Рудницкого, известный в диаспоре историк О. Субтельный несколько скромнее отмечает; «Украинский интегральный национализм вполне очевидно содержал элементы фашизма и тоталитаризма». Эта позиция, как видим, устраивает нынешних националистов, поскольку они назойливо рекомендуют (а в Галичине насильно навязывают) эту книгу О. Субтельного в школах и вузах как основной учебник по истории Украины.

В работе «Направления украинской политической мысли» упомянутый Лисяк-Рудницкий уже откровеннее отмечал: «В процессе своего естественного роста украинский интегральный национализм, несомненно, избрал своим образцом современные ему фашистские движения и режимы на западе...».

И тут же: «Интегральные националисты, сознавая свое идеологическое родство с западным фашизмом, имели возможность получить политический выигрыш на весьма распространенном в украинском обществе стремлении к международным переменам».

Свои рассуждения об украинском интегральном национализме как разновидности фашизма И. Лисяк-Рудницкий завершил так: «Для неравнодушных наблюдателей, даже для тех, кто сам принимал участие в этом движении, стало со временем очевидным, что украинский интегральный национализм имеет серьезную внутреннюю болезнь. Это привело к притуплению нравственного чувства, что проявилось в применении физического и морального террора против украинских политических оппонентов. Волюнтаристский характер националистической идеологии, опора на «миф», а не на знание помешали воспринять реальность объективно, а потому и сделать разумные и ответственные выводы. Хотя интегральный национализм поднял воинственность и жизнеспособность украинского народа во времена военных потрясений, он в то же время понизил уровень его гражданской зрелости... Годы Второй мировой войны принесли одновременно и апогей и кризис интегрального национализма».  
К сожалению, в целом объективный исследователь И. Лисяк-Рудницкий поддался несвойственным таким людям эмоциям. Интегральный национализм сегодня не только реанимирован, но и плодится он не в одной только Галичине…

 

Предлагаем вам также статью Олейника А.И.


«Выдающийся отечественный историк Масловский Виталий Иванович (1935-1999) (в память о друге)»

Свою научную деятельность Виталий Иванович начал в 1968 году в Институте общественных наук Академии наук УССР в городе Львове научным сотрудником отдела истории Украины. Избрав тему кандидатской диссертации «Борьба трудящихся западных областей УССР против классово-враждебных элементов в период социалистических преобразований в деревне (1944-1950 гг.)», изучил документы государственных, партийных, областных и столичных архивов и уже до конца своей жизни не прекращал исследовать и развенчивать идеологию украинского национализма.

Человек энциклопедических знаний в области истории и культуры Украины, прекрасно знал литературу, особенно увлекаясь поэзией, хорошо разбирался в живописи, был глубоко интеллигентным человеком, гуманным, чутким, отзывчивым по отношению к людям. Любил свой народ, язык, свой город, свою природу, своё село на Ковелыцине, был патриотом. Но непримиримо относился к тому, когда патриотизм подменялся человеконенавистничеством национализма. Постоянно размышлял над историческими обстоятельствами, способствующими возникновению фашизма, национализма. Сверял свои размышления, взгляды, оценки, касающиеся патриотизма, национальных особенностей, традиций, природы национализма и фашизма с размышлениями, высказываниями И. Франко, Р. Роллана, Р. Тагора, П. Грабовского, Ф. Достоевского, В. Симоненко, В. Сосюры, А. Довженко, В. Винниченко, А. Мальро, В. Вернадского, Питера Устинова, Л. Гумилёва и многих других. Как и Жорис Вольфром (французский писатель), мог о себе сказать: «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

Первая научно-публицистическая книга «Жовто-блакитна мафiя» вышла в 1975 году, а в 1978 издается «Дорога в безодню», в которой значительная часть посвящена борьбе трудящихся против нацио-налистического бандитизма.

Увлекаясь публицистикой, Виталий Иванович много выступает со статьями в местных газетах, становится членом Союза журналистов СССР. Изучает творческую и публицистическую деятельность Я. Галана и публикует научно-популярную книгу «Зброя Ярослава Галана» (1982 г.) в которой на широком документальном материале раскрывает общественно-политическую сторону творчества этого вьщающегося украинского писателя и журналиста.

Особенно много статей, направленных на раскрытие сути ОУН-УПА, пишет в 90-е годы, когда во Львове именами Бандеры, Коновальца, Мельника называют улицы, а 30 июня отмечают как великий праздник, когда в честь националистических «героев» воздвигаются памятники и открываются музеи. Хотел, чтобы люди научились по-настоящему различать национализм и патриотизм, ибо зло маскируется под добро. Названия статей говорят сами за себя: «Бандера: прапор чи банда?», «Від правди не сховаєшся», «Акт 30 червня», «Якою була перша українська дивізія», «Метаморфози в ОУН», «Міф про всенародність УПА» и десятки других. Последняя статья была напечатана в сентябре 1999 года «Вересень 1939: вияв доброї волі чи окупація?».

В 1997 году издается брошюра «Трагедія галицького єврейства», а в 1999 - книга «З ким і проти кого воювали українські націоналісти в роки Другої світової війни». Написанная на документальной основе, книга раскрывает антинародную, фашистскую сущность украинского интегрального национализма.

Служит делу утверждения исторической правды в Украине, которую националисты заполнили «трудами» своих вождей и идеологов, начиная с Донцова и кончая Лебедем и Боровцом. Этого ему не могли простить те, кого он обрекал на вечное презрение и проклятие. Ему неоднократно угрожали по телефону неизвестные лица, говорившие по-галицки, которые и отняли жизнь у этого прекрасного ученого, считавшего национализм самым тяжелым из несчастий человеческого рода.

 

www.versii.com