Протестантизм и православное иконопочитание
Сегодня часто можно встретить протестанта, который поведает Вам о том, что он тоже был крещен в православии. Но, с ним в жизни произошло нечто необычное, он «встретил Живого Бога, Иисус вошел в его сердце и вся жизнь его изменилась».
Радостью этого «открытия» он горит желанием поделиться с Вами. Чтобы и Вы, после удачной миссионерско-прозелитической работы, сопровождаемой голливудской улыбкой и признанием в любви к Вам, присоединились к той же «церкви», что и Ваш новый собеседник. Он обильно приводит Вам цитаты из Библии. При этом доводы напористого проповедника могут выглядеть убедительными, а мы можем оказаться не сильны в тонкостях богословия. Однако, в данном случае есть некоторый выход, история станет для Вас неплохим советчиком.
Вот, например, блаженный Августин сказал свою знаменитую фразу (а он ее выстрадал опытом всей своей нелегкой и насыщенной поисками истины жизни): «Я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем, я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал... Учит ли Церковь Твоя истине, я еще не знал, но уже видел, что она учит не тому, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями».
Итак, первое подозрение, которое может прийти в голову православному собеседнику при встрече с таким вот «обретшим Живого Бога» в новой протестантской общине вчерашним «православным» - это то, что этот проповедник в свое время так и не потрудился над тем, чтобы узнать, а что такое православие.
То, с чем он там ревностно сейчас воюет, не ветряные ли мельницы, не похож ли он на духовного Дон-Кихота? Может он воюет с фантомами своего воображения по поводу «православных заблуждений», которые в природе не существуют? Придумал то, чему Церковь и не учит, и воюет с этой ложью. Придумал, и отрицает собою же придуманное. Такая себе, знаете ли, игра в шахматы сам-на-сам. Вообще, хорошо, что воюет с ложью. Плохо, что воюет, находясь в плену ложных же убеждений.
Один из камней преткновения для протестанта - православное иконопочитание и почитание святых и святынь.
«Вы идолопоклонники», - безапелляционно заявляет протестантский собеседник. - «В Библии не сказано, что надо кланяться идолам. Более того, 2-ая заповедь категорически это запрещает».
Но, мы православные, скажем ему да, нельзя кланяться идолам. Вторая заповедь запрещает. Но знаете ли Вы, что такое икона? Вообще можно было бы отослать своего проповедника к истории VII-го Вселенского собора. В то время тоже остро стал вопрос, насколько иконопочитание соответствует Библии и вообще христианству, как таковому.
Вообще вопрос здесь не только о иконах, а о христианских святынях вообще. Это вопрос об освящении мира. О том, каковы были плоды миссии Христа на земле. Только ли в том, чтобы мы узнали о том, что мы прощены? Прощение грехов и спасение - одно ли это и тоже, или же спасение включает в себя нечто большее?
Теперь посмотрим, что думают об этом не протестанты, а православные. Дадим слово защиты на этом судилище, которое протестанты постоянно устраивают православию с жестким приговором: «язычество, идолопоклонство, их сердца закрыты для Бога» обвиняемой протестантами стороне - православным.
Первый вопрос - изобразим ли Бог?
Икона - это образ, изображение. Человек на протяжении всей своей истории пользовался таким способом повествования о мире и его описания, как изобразительное искусство. Памятники истории - это не только свитки папирусов, но и настенные рисунки, изображения событий на вазах, на монетах, портретах, позже с развитием технического прогресса с помощью фотографии и кино. Кино - это ведь много фотографий на ленте, которые движутся, и таким образом создается эффект «оживления картинки».
Теперь скажем так, картинки по содержанию бывают разными. И отношение к ним, тоже разным. Пусть протестанты ответят на вопрос, одинаково ли они относятся к кинолентам, одна из которых несет на себе кино «Иисус», а другая «Последнее искушение Христа». Нет. Впрочем, мы кажется немного отклонились от темы… Изобразим ли Бог? Кинофильмом «Иисус» протестанты сказали да. Мы тоже говорим да, потому что в Библии неоднократно находим, что Бог постигается нами в мире через образы. Первый - это человек, венец творения Бога. Почему венец? Потому что «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27).
Человек - это тоже живая икона Бога. Хоть и подпорченная греховной коррозией. Но человеку Бог является тоже в образах. Так было, например, с Моисеем, (через которого Бог даровал нам вторую заповедь): «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел» (Чсл.12:6-9). С Богом беседовал, но через образ. Потому что Адам утратил счастливую способность видеть Бог как Он есть. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).
Итак, после Боговоплощения Сын Божий видимым образом явил нам Божество, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Конечно, как в Ветхом Завете можно было изобразить Того, Которого не видели? Но почему же теперь в Новом с помощью красок нельзя изобразить Того, которого видели, и Ком сказано: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -- ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин. 1:1-4).
Пишем буквами, пишем и красками, изображаем текстом, изображаем и красками (впрочем, изобразительное искусство ничем не хуже, чем кинематограф, а икона Спас Нерукотворный всегда считалась и будет считаться более высоким достижением человеческого духа и гения, поставленного на службу проповеди о Христе, чем фильм «Иисус»). Потому, конечно же Бог изобразим теперь так, как о Нем написано в Слове Божием. В виде Троицы, трех Ангелов у дуба Мамврийского, в виде Христа Вседержителя «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:28-29).
Потому в православной иконографии есть строгие каноны, которые запрещают делать иконы по произволу, что могло бы привести к тому ложному уподоблению Бога человеческой фантазии, воплотившейся в искусстве. Чего не скажешь о фильме «Иисус», после которого начинаешь ловить себя на мысли, что Иисус был похож на игравшего его актера.
Итак, Бог изобразим, но не по произволу человеческой фантазии, точно также, как и богословские труды пишутся в соответствии с истинами Божественного откровения.
Теперь вопрос об иконах Божией Матери и святых.
Прежде чем ответить, возможно ли изображать святых на иконах, нужно понять, а кто такие святые и в чем смысл почитания святых. Слово «святой» применимо в Библии не только к Богу, но и к человеку. «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]» (Лев.20:7). Более того, Господь призывает: «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве» (Пс.49:5).
Могут возразить, что это говорится о тех, кто в данный момент жив и верует непорочно в Бога. Это, может ли касаться умерших? Да, ибо умерли они только телом, но не душою: «А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:37-38). «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» (Мар.12:27).
И в самом деле, можно ли допустить, что живя в теле Авраам, Исаак и Иаков были святы (Сам Бог Себя объявляет тем, в Которого веровали они, о Котором проповедовали они, с их веры должны мы брать пример, чтобы правильно веровать), а там, они уже не святы, эта святость умерла с их телом, отлучилась с телом от их души? Не касается ли это Ильи и Елисея, и прочих. А апостолов? В чем же тогда смысл спасения человека? Зачем тогда воскрес Христос, зачем Святой Дух сошел на апостолов и появилась Церковь? Что такое тогда Церковь, как не новое во Христе Творение? «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). И в Его бессмертие тоже.
Более того, они свидетели Христа не только при жизни, но общением со святыми Церковь утверждает, что Миссия Христа успешно совершилась. Появились люди новые, новое творение во Христе, новый человек. И он свят, ибо его Христос освятил. И уже не так, как в Ветхом Завете, жизнь праведного кончалась безвестным шеолом. Но они живы, и мы имеем этому удостоверение в общении со святыми угодниками. Через них нам Бог часто подает просимое, чтобы и нас вдохновить к доброй жизни, показывая нам на деле, что они своим житием ему угодили. И если кто лишен по своей воле общения со святыми, то узость личного опыта такого человека еще ни о чем не говорит. Эта узость не повод для того, чтобы православные лишали себя утешения в подтверждении о бессмертии человека.
И более того, святые нам говорят о том, каким прекрасным Бог создал человека, каким почтил его духовным величием, имеющего Образ и подобие Божие. Что касается Божией Матери, то нельзя же вычеркнуть из Священного Писания слов, которые записал Евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1:28; 46-50). И кто бы что не говорил, но Пресвятая Дева Мария стоит на особом месте в промысле нашего спасения.
Что касается изображения святых и Пресвятой Девы, то думается ни у кого нет сомнений по поводу того, что изображать человека не грешно. И более того, отношение к изображению зависит от того, кто же изображен. Праведник, почти никому не знакомый обыватель, или злодей. Не только людей, но и духовных сущностей - Ангелов можно изображать: «И сделал завесу из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани и из виссона и изобразил на ней херувимов» (2Пар.3:14).
А можно ли поклонятся святым, т.е. не как Богу, но как святым?
Православная Церковь никогда не проповедовала о том, что святые могут заменить Бога, что у Бога и человека одинаковая природа святости. Бог освящает, а человек освящается. Потому и бывают святые, те кто принял от Бога дар освящения. Что касается поклонения людям и ангелам, то мы читаем, что некогда Лот поклонился ангелу (Быт.9:1), пророческие сыны Елисею до земли (4 Цар.2:15), темничный страж Павлу и Силе (Деян. 15:29). Им поклонялись как Божиим угодникам, через них воздавая славу Богу.
Также как Христос говорит Своим последователям: «Кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк.9:41). Не только напоит, но напоит ради того, что они Христовы. Этот поступок будет во славу Божию, ради Бога. Именно потому мы и поклоняемся святым, что они Христовы.
Так же обстоит дело и со святынями. Что такое святыня?
То, что связано с Богом. Ибо свят Бог. Псалмопевец Давид не был язычником, но он говорит Богу: «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» (Пс.27:2). «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Кроме того, Богу не угодно, когда бесчестят Его святыни, ибо этим бесчестят Его святое Имя: «скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь» (Лев.22:2). Если святые угодники - во славу Божию, - «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его» (Пс.29:5), - то и изображения святых на иконах, как и самого Бога, тоже святыня, ибо свят Бог. Если бы это были просто портреты знаменитых людей, то и отношения как к святыне к ним не требовалось бы.
А протестантам хотелось бы напомнить, что православные читали и вполне хорошо понимают, что означают слова: «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян.17:29). К удивлению тех, кто считает, что православные в руках Библии не держали (держали, и читали, и даже кое что удалось понять так, как понимали это писавшие её), мы так и не думаем. Но думается нам, что сами того не желая многие протестанты, хуля святыни и иконы, отвергая существование святых и не почитая Божью Матерь повинны в таком грехе: «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1:23). Ведь именно так они понимают святыни Божии в Святой Христовой Православной Апостольской Церкви. Святыни, через которые вопреки всяким рационалистическим теориям и человеческой упертой слепоте и сегодня Бог творит чудеса.
Сама же православная Церковь на Седьмом Вселенском соборе выразила через догмат учение Церкви о почитании святынь. Вот этот догмат (это не что-то нововведенное, но это изъяснение того, как правильно понимать Христово учение, защищая его от произвольных искажений):
«…мы храним не нововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друг, несомненно и уясняют друг друга.
Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцев и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих храмах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к вспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почтительным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествуют одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе покланяется ипостаси изображенного на ней».
Интересно, на проповедях, когда пастыри учат хулить иконы, рассказывают ли они своим слушателям о том, как видит иконопочитание Православная Церковь? Знакомы ли они с догматом Церкви об иконопочитании? Могут ли теперь, на основании вышесказанного объяснить, чем именно православное иконопочитание противоречит Второй Заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх.20:4-5). Поклонятся можно и святыне, а вот покланяться и служить - только Богу.
Так понимают поклонение святыни и служение Богу православные. Они обрели радость понимания того, что мир уже освящен, в мире, зараженном тлением, уже появились начала нетления, ибо Христос воскрес и Дух Святой сошел в мир и появилась в мире Живая Церковь Божия, право славящая Бога на основании учения Христова преподанного нам Святыми апостолами, сохраненного неповрежденным святыми соборами. «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян.17:30), не хулить святыню, но принять освящение Божие и быть не чадами Ветхого, но соучастниками благ Нового Завета.
«Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс.149:1).
прот. Виктор Кулыгин